Главная
\
Обучение с использованием дистанционных технологий
Обучение с использованием дистанционных технологий
О санитарно-эпидемиологических требованиях безопасности цифровой образовательной среды для здоровья обучающихся
В соответствии с частью 2 статьи 13 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) при реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.
Важно обратить внимание на то, что использование при реализации образовательных программ методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся, запрещается (часть 3 статьи 13 Закона об образовании).
В этой связи Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, ФБУН «Федеральный научный центр гигиены им. Ф.Ф. Эрисмана» Роспотребнадзора, ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Минздрава России, ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве», Российским национальным комитетом по защите от неионизирующих излучений, ГБОУ ВО «Северо-Западный государственный медицинский университет имени И.И. Мечникова» Минздрава России, ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова» Минздрава России, ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский университет имени Н.И. Пирогова» Минздрава России разработаны МР 2.4.0330-23. 2.4. Гигиена детей и подростков. Методические рекомендации по обеспечению санитарно-эпидемиологических требований при реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Методические рекомендации (утв. Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 29.08.2023) (далее – Методические рекомендации).
Методические рекомендации содержат комплекс предложений по созданию условий для внедрения цифровой образовательной среды для детей и молодежи, осваивающих образовательные программы дошкольного (для детей 5 лет и старше), начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального и дополнительного образования (далее – образовательные программы) с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий с учетом санитарно-эпидемиологических требований, в том числе с использованием электронных средств обучения (далее – ЭСО).
Методические рекомендации включают в себя следующие разделы:
I. Область применения и общие положения;
II. Рекомендации по реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
III. Рекомендации по организации занятий у обучающихся при реализации дистанционных образовательных технологий в домашних условиях.
К Методическим рекомендациям прилагаются:
Приложение 1 – Пример журнала контроля безопасности ЭСО в образовательной организации; Пример журнала учета ЭСО у обучающихся класса (группы) при реализации дистанционных образовательных технологий;
Приложение 2 – Примеры расположения рабочих мест обучающихся, использующих персональные компьютеры, по отношению к световым проемам;
Приложение 3 – Пример определения суммарной продолжительности использования ЭСО и (или) средств, оснащенных экраном;
Приложение 4 – Рекомендуемые формы двигательной активности в режиме дня;
Приложение 5 – Упражнения, рекомендуемые для включения в физкультурные минутки;
Приложение 6 – Рекомендации для родителей (законных представителей) по сокращению экранного времени у детей.
Согласно Методическим рекомендациям ЭСО представляют собой технические средства обучения, основанные на электронном принципе действия, подразделяемые по способу организации процесса обучения на индивидуальные, индивидуально-групповые и коллективные, по степени интерактивности могут быть без обратной связи или с обратной связью, по характеру воздействия на органы чувств классифицируются на визуальные, аудиосредства и аудиовизуальные электронные средства обучения; по способу представления информации подразделяются на экранные, звуковые и экранно-звуковые.
ЭСО используются в соответствии с инструкцией по эксплуатации и (или) техническим паспортом с соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и при наличии документов, подтверждающих их соответствие требованиям безопасности, установленным законодательством Российской Федерации.
Основные санитарно-эпидемиологические требования к реализации образовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, в том числе к использованию ЭСО, представлены в:
-
- санитарных правилах СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28;
-
- санитарных правилах и нормах СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2.
Следует отметить, что при реализации дистанционных образовательных технологий в программу производственного контроля образовательной организации рекомендуется включать анализ ЭСО, используемых обучающимися в домашних условиях.
На каждую учебную группу (класс) рекомендуется иметь сведения об используемых обучающимися ЭСО, соответствующих гигиеническим требованиям. Сведения о наличии у обучающихся необходимых ЭСО рекомендуется заносить в журнал на бумажном и (или) электронном носителях.
В случае отсутствия у обучающихся указанных ЭСО рекомендуется:
-
- исключить дистанционный формат обучения;
-
- организовать образовательный процесс с возможностью выполнять задания с использованием ЭСО в образовательной организации;
-
- обеспечить обучающихся ЭСО, соответствующими гигиеническим требованиям.
В процессе занятий рекомендуется формировать у обучающихся навыки безвредного для здоровья использования ЭСО (продолжительность занятий с ЭСО, рациональная организация рабочего места, достаточная освещенность, проведение гимнастики для глаз и физкультурных минуток во время занятий с ЭСО).
Для оптимальной организации деятельности обучающегося в домашних условиях (с учетом дневного суммарного времени использования ЭСО) рекомендуется размещать на информационных ресурсах образовательной организации (портале, сайте) данные об объеме образовательной нагрузки с использованием ЭСО для каждой учебной группы (класса).
Кроме того, при реализации дистанционных образовательных технологий рекомендуется доводить до сведения обучающихся и их родителей (законных представителей) и размещать на сайте образовательной организации информацию о способах профилактики нарушений здоровья обучающихся, необходимости своевременного прохождения периодических медицинских осмотров детей (включая осмотр окулиста).
В образовательной организации рекомендуется назначить ответственное лицо, контролирующее выполнение санитарно-эпидемиологических требований безопасности цифровой образовательной среды для здоровья обучающихся, в том числе параметров среды (микроклимата, освещенности, шума, электромагнитного излучения, концентрации загрязняющих веществ в воздухе помещений, положительных и отрицательных аэроионов, микробиологических показателей).
Таким образом, при реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий образовательные организации обеспечивают соблюдение законодательства об образовании и санитарно-эпидемиологических требований.
- Беляева С.Г. учитель-дефектолог
- Большакова Е.Е., учитель-логопед
- Волкова А.О. педагог-психолог
- Головина Н.А. учитель-логопед
- Демьянцева Ю.В., учитель-логопед
- Кадетова Е.С. учитель-логопед
- Капшитар В.А., педагог-психолог
- Ковтун В.Н. учитель-логопед
- Комарицкая Т.В., учитель-дефектолог
- Княжева Г.П. учитель-логопед
- Кузнецова О.М. учитель-логопед
- Кузьмина К.Н., учитель-логопед
- Михайлова Е.Н., учитель-логопед
- Никитенкова А.Г., учитель-логопед
- Рейзвих Т.Н. педагог-психолог
- Смирнова Ю.В., учитель-логопед
- Тележникова М.И. учитель-логопед
- Тряпицына Е.Е. учитель-логопед
- Чипига А.С. учитель-логопед
- Щербинина О.Е., учитель-логопед
- Якимович И.В., учитель-логопед
- Якушко Е.Б., учитель-логопед