3.3 «Мое здоровье – в моих руках»

Пояснительная записка
 
Предлагаемая учебная программа является программой дополнительного образования; тип – психолого-педагогическая, коррекционно-развивающая. 
Актуальность и перспективность программы.
Необходимость создания данной программы обусловлена огромным образовательным значением и острой социальной значимостью проблемы здоровья подростков. Родителей, педагогов тревожит проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения: распространение среди подростков вредных привычек, а «болезни поведения» стали проблемой современности. Важно, чтобы просвещение подростков было своевременным; необходимо вовремя сформировать положительное отношение к здоровому образу жизни, научить понимать ответственность за своё поведение и здоровье.
В соответствии с ФГОС при реализации образовательных программ необходимо учитывать индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья (особые образовательные потребности), индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
В силу сочетанного действия разнообразных биологических и социальных факторов, нередко требуется специальная коррекционно-развивающая работа специалиста, позволяющая в ходе индивидуальных или подгрупповых занятий преодолеть имеющиеся затруднения познавательной деятельности.
Немалая часть таких детей относится к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья. Это дети, имеющие физический недостаток или же психический недостаток – подтвержденный в установленном порядке временный или постоянный недостаток в психическом развитии человека (включая нарушение речи, эмоционально-волевой сферы, а также нарушение умственного развития, в том числе задержку психического развития), создающий трудности в обучении; возможен и сложный недостаток – совокупность физических и (или) психических недостатков, подтвержденных в установленном порядке.
Внимание общества приковано к проблемам образования детей, имеющих ОВЗ, и детей-инвалидов.
Также значительным является число детей из семей мигрантов.
Обе эти категории – дети с ОВЗ и дети из семей мигрантов – как правило, испытывают трудности в освоении общеобразовательных программ, в развитии и социальной адаптации.
Актуальность проблемы сохранения здоровья подростков обострилась в последние десятилетия в связи с появлением в России тревожной тенденции употребления подростками психоактивных веществ. Это связано с возникновением социально опасных форм отклоняющего поведения: алкоголизма, наркомании, бродяжничества, преступности подростков. Подростковый возраст рассматривается в науке как кризисный и переходный период от детства к взрослости; для него характерны разнообразные поведенческие эксцессы. Неудовлетворённость процессом обучения, а также психотравмирующие ситуации, которые возникают в школе, в семье, опасны для развития личности и ее здоровья, поскольку, не находя продуктивного выхода из школьных затруднений, многие школьники, главным образом переходного возраста, могут приобщаться к психоактивным веществам.
В целом, сегодня ситуация с распространением и употреблением психоактивных веществ (ПАВ) среди населения приняла в России угрожающий характер. Употребление ПАВ очень часто отягощено различными сопутствующими заболеваниями, такими как гепатит, туберкулез, кожно-венерические заболевания, ВИЧ-инфекция и СПИД. При этом следует отметить, что наиболее быстрое и массовое распространение этих заболеваний происходит в детской и подростковой среде, отрицательно влияя на демографическую ситуацию и угрожая генофонду нации и национальной безопасности России.
В этой связи все более актуальным становится активное использование различных методов профилактической работы. В случаях профилактики употребления ПАВ детьми и подростками, прежде всего, речь идет о проведении первичной профилактики, направленной на формирование позитивного и просоциального подхода к жизни, взаимодействию с людьми, своему поведению и деятельности; на развитие психологической культуры, стремления вести здоровый образ жизни, сохранить физическое и психическое здоровье.
 
             Адресатом реализуемой в Центре профилактической программы «Мое здоровье – в моих руках» являются учащиеся 13/14 – 18 лет. Она акцентирует внимание подростков на важных вопросах психологической и физической культуры человека, здоровом образе жизни; создает условия для личностного негативного отношения к вредным привычкам и для формирования положительной мотивации к самопознанию и выработке способов индивидуального поведения, позволяющих сохранить своё здоровье.
Объем часов для занятий – 10. Занятия проводятся не реже одного раза в неделю, продолжительность–1 академический час (по 45 минут); форма работы–групповая.
 
  • Конституция РФ от 12.12.1993 г.;
  • Конвенция ООН о правах ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., ратифицированная третьей сессией Верховного Совета СССР 13 июня 1990 г. № 1591-1;
  • Семейный кодекс РФ, принятый Государственной Думой 8 декабря 1995 г.;
  • Уголовный кодекс РФ
  • Закон об образовании РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ (действующая редакция);
  • ФЗ № 120 от 24.06.1999 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
  • ФЗ № 124 от 24.07.1998  «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
  • Приказ Министерства образования РФ № 237 от 29.01.2002 «Об экстренных мерах по решению проблем детской беспризорности и безнадзорности»
  • Закон Санкт-Петербурга от 16.05.2007 «О профилактике правонарушений в Санкт-Петербурге»
  • Федеральные государственные образовательные стандарты
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 (ред. от 27.08.2015) «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
  • Письмо Минобрнауки РФ от 10 февраля 2015 г. № ВК-268/07 «О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»; Приложение к Письму – рекомендации по совершенствованию деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи;
  • Стратегия развития системы образования Санкт-Петербурга 2011-2020 гг. «Петербургская школа 2020»;
  • Устав Центра.