Главная \ Образовательные программы \ Образовательный модуль «Социальная адаптация» \ 2.6 «Коррекция нарушений поведения у младших школьников» (работа с гиперактивными детьми),

2.6 «Коррекция нарушений поведения у младших школьников» (работа с гиперактивными детьми),

          Пояснительная записка
 
Предлагаемая учебная программа является программой дополнительного образования; тип – психолого-педагогическая, коррекционно-развивающая. 
Актуальность и перспективность программы.
 Младший школьный возраст связан со значительными изменениями в психологическом облике ребенка. Важнейшим моментом этих преобразований является переход от непосредственного поведения к опосредствованному, т.е. к поведению осознанному и произвольному. Ребенок учится активно управлять собой, строить свою деятельность в соответствии с поставленными целями, сознательно принятыми намерениями и решениями. Это свидетельствует о возникновении нового уровня организации мотивационно-потребностной сферы и является важным показателем развития личности.
В соответствии с ФГОС при реализации образовательных программ необходимо учитывать индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья (особые образовательные потребности), индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
В силу сочетанного действия разнообразных биологических и социальных факторов, нередко требуется специальная коррекционно-развивающая работа специалиста, позволяющая в ходе индивидуальных или подгрупповых занятий преодолеть имеющиеся затруднения познавательной деятельности.
Немалая часть таких детей относится к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья. Это дети, имеющие физический недостаток или же психический недостаток – подтвержденный в установленном порядке временный или постоянный недостаток в психическом развитии человека (включая нарушение речи, эмоционально-волевой сферы, а также нарушение умственного развития, в том числе задержку психического развития), создающий трудности в обучении; возможен и сложный недостаток – совокупность физических и (или) психических недостатков, подтвержденных в установленном порядке.
Внимание общества приковано к проблемам образования детей, имеющих ОВЗ, и детей-инвалидов.
Также значительным является число детей из семей мигрантов.
Обе эти категории – дети с ОВЗ и дети из семей мигрантов – как правило, испытывают трудности в освоении общеобразовательных программ, в развитии и социальной адаптации.
Появление новых форм поведения самым непосредственным образом связано с учебной деятельностью, которая, становясь для ребенка обязательной, определяет необходимость соблюдения целого ряда норм и правил, требует быть организованным, дисциплинированным и т.д. Однако поступление ребенка в школу само по себе не обеспечивает появления этих качеств, объективно необ­ходимых для учащихся и настойчиво требуемых учителя­ми и родителями. Они нуждаются в специальной организации, которую взрослые далеко не всегда обеспечивают в должной мере.
Особенно тяжело приходится детям, которые имеют нарушения поведения, связанные не столько с погрешностями воспитания или общей возрастной незрелостью ЦНС, сколько с  микроорганическими поражениями головного мозга в результате осложнений беременности и родов, истощающих соматических заболеваний раннего возраста (тяжелый диатез, диспепсия), физических и психических травм. Такие нарушения  чаще всего выражаются в синдроме гиперактивности, или гипердинамическом синдроме, или СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью).
В последнее время специалисты пришли к выводу, что гиперактивность выступает как одно из проявлений целого комплекса нарушений. Основной же дефект связан с не­достаточностью механизмов внимания и тормозящего контроля. Поэтому подобные нарушения более точно классифицируются как «Синдромы дефицита внимания» (Н.Н. Заваденко, Т.Ю. Успенская).
Синдромы дефицита внимания считаются одной из наиболее распространенных форм нарушений поведения среди детей младшего школьного возраста, причем у маль­чиков такие нарушения фиксируются в 3-4 раза чаще, чем у девочек. Основные признаки гипердинамического синдрома  – отвлекаемость внимания и двигательная расторможенность.
Низкая успеваемость – типичное явление для гиперактивных детей. Она обусловлена особенностями их поведения, которое не соответствует возрастной норме и яв­ляется серьезным препятствием для полноценного включения ребенка в учебную деятельность.
Нарушения поведения гиперактивных детей не только влияют на школьную успеваемость, но и во многом определяют характер их взаимоотношений с окружающими людьми. В большинстве случаев такие дети испытывают проблемы в общении: они не могут долго играть со сверстниками, устанавливать и поддерживать дружеские отношения. Среди детей они являются источником посто­янных конфликтов и быстро становятся отверженными.
Если коррекционная работа с гиперактивным ребен­ком проводится настойчиво и последовательно с первых лет его жизни, то можно ожидать, что к 6-7 годам прояв­ления синдрома будут сглажены. В противном случае, поступив в школу, гиперактивный ребенок столкнется с еще более серьезными трудностями. К сожалению, такого ребенка зачас­тую считают просто непослушным и невоспитанным и пытаются воздействовать на него строгими наказаниями в виде бесконечных запретов и ограничений. В результа­те ситуация только усугубляется, так как нервная система гипердинамичного ребенка просто не справляется с по­добной нагрузкой, и срыв следует за срывом. Особенно сокрушительно проявления синдрома начинают сказы­ваться приблизительно с 13 лет и старше, определяя судьбу уже взрослого человека.
При этом распространенность синдрома довольно велика. По различным зарубежным данным 2004 г., распространенность синдрома находится в пределах 4-17%. Доктор медицинских наук, специалист в области детской поведенческой неврологии Л.С. Чутко (С.-Петербург), описывает отечественные данные: в исследованиях И.П. Брязгунова и Е.В. Касатиковой (2001, 2002) в Москве и ряде городов средней России СДВГ встречался у школьников в 15-18% случаев; по более ранним сведениям (Н.Н. Заваденко, 1999) – в 7,5%.
Таким образом, задача профессиональной психолого-педагогической коррекции гиперактивности является исключительно важной, актуальной, и высока востребованность адекватных программ практической работы с детьми, начиная уже с дошкольного возраста.
 
Адресатом учебной программы «Коррекция нарушений поведения у младших школьников (работа с гиперактивными детьми)» (дополнительное название – «От интереса к результату» для детей младшего школьного возраста с эмоциональными и поведенческими проблемами) являются младшие школьники 7-11 лет, проявляющие гиперактивность в поведении, вследствие чего затрудняются процессы социального развития и школьной адаптации.
Общий объем программы – 36 часов, при длительности одного занятия («часа») 40-45 минут, согласно возрастным нормативам. Программа реализуется как в групповой, так и в индивидуальной форме, занятия проводятся 1-2 раза в неделю. Они направлены на оптимизацию эмоционального фона и создание психологических условий для развития  эмоциональной устойчивости и формирования произвольной саморегуляции личности; на коррекцию гипердинамических нарушений поведения.
Основные принципы при реализации программы – комплексность, поэтапность, индивидуальный подход.
 
  • Конституция РФ от 12.12.1993 г.;
  • Конвенция ООН о правах ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., ратифицированная третьей сессией Верховного Совета СССР 13 июня 1990 г. № 1591-1;
  • Семейный кодекс РФ, принятый Государственной Думой 8 декабря 1995 г.;
  • Уголовный кодекс РФ
  • Закон об образовании РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ (действующая редакция);
  • ФЗ № 120 от 24.06.1999 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
  • ФЗ № 124 от 24.07.1998  «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
  • Приказ Министерства образования РФ № 237 от 29.01.2002 «Об экстренных мерах по решению проблем детской беспризорности и безнадзорности»
  • Закон Санкт-Петербурга от 16.05.2007 «О профилактике правонарушений в Санкт-Петербурге»
  • Федеральные государственные образовательные стандарты
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 (ред. от 27.08.2015) «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
  • Письмо Минобрнауки РФ от 10 февраля 2015 г. № ВК-268/07 «О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»; Приложение к Письму – рекомендации по совершенствованию деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи;
  • Стратегия развития системы образования Санкт-Петербурга 2011-2020 гг. «Петербургская школа 2020»;
  • Устав Центра.