2.5 «Тропинка к своему Я»,

            Пояснительная записка
Предлагаемая учебная программа является программой дополнительного образования; тип – психолого-педагогическая, коррекционно-развивающая. 
 
Актуальность и перспективность программы.
Являясь “ядром личности”, самосознание оказывает регулирующее влияние на все стороны жизнедеятельности человека. Структуру самосознания целесообразно рассматривать как единство трех компонентов: самопознание, эмоционально-ценностное отношение к себе и саморегулирование поведения личности (по И.И. Чесноковой).
Многие отечественные и зарубежные авторы подчеркивают значение подросткового возраста для развития самосознания, которое Л.С. Выготский считал основным новообразованием этого возраста. Именно подростковый возраст является сензитивным периодом в онтогенезе самосознания, когда формируются новые компоненты структуры самосознания личности, специфичные именно для этого возрастного этапа. Появление сознательного “Я”, возникновение рефлексии, осознание своих мотивов, моральные конфликты и нравственные самооценки, интимизация внутренней жизни – вот некоторые феноменальные проявления самосознания в этом возрасте (по И.С. Кону).
В соответствии с ФГОС при реализации образовательных программ необходимо учитывать индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья (особые образовательные потребности), индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
В силу сочетанного действия разнообразных биологических и социальных факторов, нередко требуется специальная коррекционно-развивающая работа специалиста, позволяющая в ходе индивидуальных или подгрупповых занятий преодолеть имеющиеся затруднения познавательной деятельности.
Немалая часть таких детей относится к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья. Это дети, имеющие физический недостаток или же психический недостаток – подтвержденный в установленном порядке временный или постоянный недостаток в психическом развитии человека (включая нарушение речи, эмоционально-волевой сферы, а также нарушение умственного развития, в том числе задержку психического развития), создающий трудности в обучении; возможен и сложный недостаток – совокупность физических и (или) психических недостатков, подтвержденных в установленном порядке.
Внимание общества приковано к проблемам образования детей, имеющих ОВЗ, и детей-инвалидов.
Также значительным является число детей из семей мигрантов.
Обе эти категории – дети с ОВЗ и дети из семей мигрантов – как правило, испытывают трудности в освоении общеобразовательных программ, в развитии и социальной адаптации.
На формирование самосознания влияет ряд условий и факторов, в частности биологические и социальные. Развитие способности к самопознанию как основе самокоррекции и самосовершенствования – важнейшая предпосылка успешного становления личности подростка. 
Соответственно, определение особенностей самосознания на возрастном рубеже и своевременная психологическая помощь являются важными направлениями в работе с подростком. Кроме того, целенаправленное формирование способности к самопознанию у подростков нуждается в обеспечении определенных психологических условий и требует специального руководства деятельностью самопознания со стороны взрослых.
 
Адресат программы. Предложенная программа рассчитана на учащихся 11-15 лет. Она способствует формированию самосознания учащегося, развитию позитивного отношения к себе и окружающим; направлена на профилактику отклоняющихся форм поведения у подростков.
Поскольку подростковый возраст психологически неоднороден, в программе представлено тематическое планирование для трех подгрупп: учащихся 5-х классов, 6-7 классов и 8 классов.
Объем часов для занятий с каждой подгруппой – 12. Занятия проводятся не реже одного раза в неделю, продолжительность – 1 академический час (по 45 минут); как в группе (преимущественно), так и индивидуально. При работе с группой используется, в качестве основной, тренинговая форма; при индивидуальной работе – дискуссии, игры, элементы арт-терапии, сказкотерапии, психогимнастика.
При разработке содержания занятий использованы материалы О.В. Хухлаевой (Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. М.: ГЕНЕЗИС, 2007).
 
  • Конституция РФ от 12.12.1993 г.;
  • Конвенция ООН о правах ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., ратифицированная третьей сессией Верховного Совета СССР 13 июня 1990 г. № 1591-1;
  • Семейный кодекс РФ, принятый Государственной Думой 8 декабря 1995 г.;
  • Уголовный кодекс РФ
  • Закон об образовании РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ (действующая редакция);
  • ФЗ № 120 от 24.06.1999 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
  • ФЗ № 124 от 24.07.1998  «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
  • Приказ Министерства образования РФ № 237 от 29.01.2002 «Об экстренных мерах по решению проблем детской беспризорности и безнадзорности»
  • Закон Санкт-Петербурга от 16.05.2007 «О профилактике правонарушений в Санкт-Петербурге»
  • Федеральные государственные образовательные стандарты
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 (ред. от 27.08.2015) «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
  • Письмо Минобрнауки РФ от 10 февраля 2015 г. № ВК-268/07 «О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»; Приложение к Письму – рекомендации по совершенствованию деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи;
  • Стратегия развития системы образования Санкт-Петербурга 2011-2020 гг. «Петербургская школа 2020»;
  • Устав Центра