Главная
\
Образовательные программы
\
Образовательный модуль «Социальная адаптация»
\
2.3. «Развитие самосознания и индивидуальности детей 6-10 лет»,
2.3. «Развитие самосознания и индивидуальности детей 6-10 лет»,
Пояснительная записка
Предлагаемая учебная программа является программой дополнительного образования; тип – психолого-педагогическая, коррекционно-развивающая.
Актуальность и перспективность программы.
Самосознание — это основа формирования умственной активности и самостоятельности личности. Самосознание является «ядром личности», оказывает регулирующее влияние на все стороны жизнедеятельности человека.
Наши дети живут в эпоху, полную противоречий, перенасыщенную информацией. Наша реальность — нестабильная социально-экономическая обстановка в стране, межнациональные конфликты, вынужденная внешняя и внутренняя миграция — является настолько стрессогенной, что опосредованно, через родителей, в зону риска попадает 30—40% детей. Дети, имеющие диффузное представление о себе, о своих качествах и способностях; неадекватную самооценку; высокий уровень притязаний и недостаточный – критичности, легче всего попадают в «группу риска».
В соответствии с ФГОС при реализации образовательных программ необходимо учитывать индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья (особые образовательные потребности), индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
В силу сочетанного действия разнообразных биологических и социальных факторов, нередко требуется специальная коррекционно-развивающая работа специалиста, позволяющая в ходе индивидуальных или подгрупповых занятий преодолеть имеющиеся затруднения познавательной деятельности.
Немалая часть таких детей относится к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья. Это дети, имеющие физический недостаток или же психический недостаток – подтвержденный в установленном порядке временный или постоянный недостаток в психическом развитии человека (включая нарушение речи, эмоционально-волевой сферы, а также нарушение умственного развития, в том числе задержку психического развития), создающий трудности в обучении; возможен и сложный недостаток – совокупность физических и (или) психических недостатков, подтвержденных в установленном порядке.
Внимание общества приковано к проблемам образования детей, имеющих ОВЗ, и детей-инвалидов. По данным Комитета по образованию Санкт-Петербурга, в городских ДОУ получают образование около 30 тысяч дошкольников с ОВЗ.
Также значительным является число детей из семей мигрантов.
Обе эти категории дошкольников – дети с ОВЗ и дети из семей мигрантов – как правило, испытывают трудности в освоении общеобразовательных программ, в развитии и социальной адаптации.
Поэтому особо остро встает проблема создания программ, нацеленных на формирование у детей характеристик психологически здоровой личности и позитивного самосознания, что позволяет еще осуществлять профилактику нарушений психологического здоровья в будущем.
В этой области в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста основная задача заключается в создании условий для развития адекватного Я-образа и позитивного самоотношения, что будет залогом успешности в любом виде деятельности, гибкости и адаптивности поведения ребенка в дальнейшем.
Структурными компонентами самосознания современная психологическая наука считает: когнитивный (Я-образы), эмоционально-оценочный (самоотношение), поведенческий (регулятивный); индивидуальностью – уникальную интеграцию всех уровней организации человека (индивидный, субъектно-деятельностный и личностный). Соответственно, программа развития самосознания и индивидуальности должно обязательно носить комплексный характер, способствуя формированию и адекватных знаний человека о себе, и положительно эмоционально окрашенного самоотношения, и улучшению саморегуляции деятельности, поведения, взаимоотношений.
Предлагаемая программа «Развитие самосознания и индивидуальности детей 6-10 лет» не может претендовать на комплексность и последовательность в формировании у ребенка необходимых навыков самопознания и самореализации, в связи с ее малой продолжительностью (10 ч), однако создает необходимую базу для дальнейшей работы в указанном направлении. За основу при разработке программы принята методическая разработка «Развитие самосознания и индивидуальности» Е.Н. Лебеденко (Москва, 2003).
Адресат программы.
Адресатом предлагаемой программы являются старшие дошкольники и младшие школьники – дети в возрасте 6-10 лет, имеющие психологические затруднения в ходе становления Я-концепции и концепции «Я-другие», связанные с эмоциональными, коммуникативными особенностями и недостаточностью произвольной саморегуляции.
Объем программы 10 часов, она может осуществляться как в индивидуальной, так и в групповой форме. Продолжительность занятия («час») составляет 35-45минут, в соответствии с возрастными нормативами длительности занятия; осуществляется, как правило, 1 раз неделю.
Программа ориентирована на создание психологической базы для формирования навыков самопознания, саморегуляции, коммуникации, для повышения самооценки и мотивации развития индивидуальных способностей.
Нормативно-правовая база реализации программы.
Основополагающими документами являются:
-
Конституция РФ от 12.12.1993 г.;
-
Конвенция ООН о правах ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., ратифицированная третьей сессией Верховного Совета СССР 13 июня 1990 г. № 1591-1;
-
Семейный кодекс РФ, принятый Государственной Думой 8 декабря 1995 г.;
-
Закон об образовании РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ (действующая редакция);
-
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155);
-
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 (ред. от 27.08.2015) «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
-
Письмо Минобрнауки РФ от 10 февраля 2015 г. № ВК-268/07 «О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»; Приложение к Письму – рекомендации по совершенствованию деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи;
-
Стратегия развития системы образования Санкт-Петербурга 2011-2020 гг. «Петербургская школа 2020»;
-
Устав Центра.