Главная
\
Образовательные программы
\
Образовательный модуль «Социальная адаптация»
\
2.2 «Волшебная страна внутри нас (Развитие эмоционально-волевой сферы детей 3-10 лет),
2.2 «Волшебная страна внутри нас (Развитие эмоционально-волевой сферы детей 3-10 лет),
Предлагаемая учебная программа является программой дополнительного образования; тип – психолого-педагогическая, коррекционно-развивающая.
Теоретическими основаниями разработки программы стали отечественные концепции развития в детском возрасте (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович), концепция деятельностного подхода, в том числе – идеи развития в деятельности общения (А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский), базовые положения гуманистического подхода как основы эффективного взаимодействия людей, исследования эмоциональной сферы человека, в том числе – в детском возрасте (К. Изард, П.В. Симонов, Т.М. Титаренко), а также работы отечественных авторов о феномене воли и основам волевой регуляции.
Актуальность и перспективность программы.
Развитие эмоционально-волевой сферы является важнейшим аспектом формирования личности в целом. Регуляторные способности закладываются у детей еще в дошкольном возрасте. В младшем школьном возрасте складывается и проявляется до 70% личностных качеств, поэтому невнимание к развитию личности в этом возрасте порождает педагогические просчёты, которые ярко обнаруживаются на последующих ступенях обучения. Проблемы эмоционально-волевой регуляции с особой остротой возникают на переходном этапе от младшего школьного к подростковому возрасту. Особенно остро они протекают у детей так называемой "группы риска", которые при нормальном интеллектуальном развитии испытывают трудности в усвоении учебных знаний и умений из-за низкой работоспособности вследствие соматической ослабленности, частичного отставания в развитии высших психических функций или педагогической запущенности, возникающей в неблагоприятных микросоциальных условиях воспитания и обучения. У этих детей наблюдается недостаточный самоконтроль, неустойчивость и слабая целенаправленность деятельности, повышенная отвлекаемость, импульсивность, гиперактивность. При отсутствии целенаправленного формирования эмоционально-волевой сферы личности в условиях стихийного развития школьники оказываются неспособными к саморегуляции учебной деятельности. Поэтому так необходимо создание программ по профилактике и коррекции нарушений развития эмоционально–волевой сферы у детей.
Адресат программы. Данная программа предназначена для проведения коррекционно-развивающих занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста – от 3 до 10-11 лет. Основным адресатом являются старшие дошкольники и младшие школьники.
Работа может проводиться как в групповой, так и в индивидуальной форме, продолжительность занятия («час») составляет 20-45 минут, в соответствии с возрастными нормативами длительности занятия; осуществляется, как правило, 1 раз неделю. Общий объем программы – 18 часов.
Программа направлена на коррекцию и развитие эмоционально-личностной сферы ребенка, его доступное возрасту самопознание и овладение первичными навыками саморегуляции при переживании эмоций и взаимодействии с другими людьми.
Нормативно-правовая база реализации программы.
-
Конституция РФ от 12.12.1993 г.;
-
Конвенция ООН о правах ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., ратифицированная третьей сессией Верховного Совета СССР 13 июня 1990 г. № 1591-1;
-
Семейный кодекс РФ, принятый Государственной Думой 8 декабря 1995 г.;
-
Закон об образовании РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ (действующая редакция);
-
Федеральные государственные образовательные стандарты
-
ФЗ № 120 от 24. 06. 1999 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
-
ФЗ № 124 от 24.07.1998 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
-
Закон Санкт-Петербурга от 16.05.2007 «О профилактике правонарушений в Санкт-Петербурге»
-
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 (ред. от 27.08.2015) «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
-
Письмо Минобрнауки РФ от 10 февраля 2015 г. № ВК-268/07 «О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»; Приложение к Письму – рекомендации по совершенствованию деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи;
-
Стратегия развития системы образования Санкт-Петербурга 2011-2020 гг. «Петербургская школа 2020»;
-
Устав Центра.
Программа способствует адаптации и социализации детей в ДОУ и начальной школе: стабилизирует психоэмоциональные состояния, корректирует проявления тревожности, замкнутости и агрессии в поведении, развивает самоконтроль, способствует развитию самосознания. Благодаря терапевтической работе с песком ребенок может создавать свой мир, воображает, представляет, фантазирует.