Главная \ Образовательные программы \ Образовательный модуль «Коррекционное обучение и психокоррекция » \ 1.8 «Коррекция фонетико-фонематического недоразвития у детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет»,

1.8 «Коррекция фонетико-фонематического недоразвития у детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет»,

                      Пояснительная записка
         Рабочая программа коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда для детей 5-6 лет (далее – Программа) Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования Центра психолого-педагогической медико-социальной помощи Петродворцового района Санкт-Петербурга "Доверие» (далее ГБУ ДО ЦППМСП) разработана в соответствии с Законом Российской Федерации “Об образовании», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях .
 
Основной базой Программы являются:
  • нормативно-правововые документы и локальные акты ГБУ ДО ЦППМСП «Доверие»;
  • «Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей»  Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной.
Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации.
Программа разработана с целью осуществления коррекционно-развивающей работы для устранения речевых недостатков у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием и осуществления своевременного и полноценного личностного развития.
Программа определяет объём, содержание и организацию коррекционно-развивающей деятельности в ГБУ ДО ЦППМСП и обеспечивает коррекционно-развивающую деятельность с учётом особенностей речевого развития детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Программа направлена на создание условий для коррекции недостатков детей дошкольного возраста в их речевом развитии с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Срок реализации программы: учебный год.
Программа может корректироваться в связи с изменениями: нормативно-правовой базы дошкольного образования, образовательного запроса родителей; если её реализация не даёт ожидаемых результатов и др.
 
 
Цель Программы формирование полноценной фонетической системы языка, развитие фонематического восприятия и первоначальных навыков звукового анализа, закрепление слухопроизносительных умений и навыков в различных речевых ситуациях, развитие связной речи.
Задачи Программы:
  • способствовать устранению дефектов звукопроизношения, артикуляционных навыков, слоговой структуры; развивать фонематический слух (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова);
  • формировать навыки начального обучения грамоте;
  • привлекать родителей к образовательному процессу через консультации.
 
 
Логопедическая работа, предусмотренная в Программе, строится на основе теоретических положений о роли полноценных фонематических процессов в развитии речи и становления письма и чтения (Р. Е. Левина, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия, Н. И. Жинкин и др.).
В программах реализованы в соответствии с этиопатогенетической симптоматикой речевого нарушения следующие принципы дошкольной коррекционной педагогики:
• принцип развивающего обучения (формирование «зоны ближайшего развития»);
• принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии;
• принцип генетический, раскрывающий общие закономерности развития детской речи применительно к разным вариантам речевого дизонтогенеза;
• принцип коррекции и компенсации, позволяющий определить адресные логопедические технологии в зависимости от структуры и выраженности речевого нарушения;
• деятельностный принцип, определяющий ведущую деятельность, стимулирующую психическое и личностное развитие ребенка с отклонением в речи.
Программа учитывает системно-деятельностный подход, основанный на понимании закономерности детского развития и реализующийся с опорой на ведущие виды деятельности, прежде всего в форме игры. Программа основывается на личностном подходе, учитывающем построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.