Главная
\
Образовательные программы
\
Образовательный модуль «Коррекционное обучение и психокоррекция »
\
1.7 «Коррекция речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) 6-7 лет»,
1.7 «Коррекция речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) 6-7 лет»,
Пояснительная записка
Рабочая программа коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда для детей 6-7 лет (далее – Программа) Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования Центра психолого-педагогической медико-социальной помощи Петродворцового района Санкт-Петербурга "Доверие» (далее ГБУ ДО ЦППМСП) разработана в соответствии с Законом Российской Федерации “Об образовании», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях .
Основной базой Программы являются:
-
нормативно-правововые документы и локальные акты ГБУ ДО ЦППМСП «Доверие»;
-
«Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Т.В. Тумановой;
-
План работы логопеда на учебный год: Старшая группа детского сада.
О.И. Крупенчук.
Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации.
Программа разработана с целью осуществления коррекционно-развивающей работы для устранения речевых недостатков у детей 6-7 лет с тяжёлыми нарушениями речи и осуществления своевременного и полноценного личностного развития.
Программа определяет объём, содержание и организацию коррекционно-развивающей деятельности в ГБУ ДО ЦППМСП и обеспечивает коррекционно-развивающую деятельность с учётом особенностей речевого развития детей с тяжелой речевой патологией (общим недоразвитием речи).
Программа направлена на создание условий для коррекции недостатков детей дошкольного возраста в их речевом развитии с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Срок реализации программы: 2016-2017 учебный год.
Программа может корректироваться в связи с изменениями: нормативно-правовой базы дошкольного образования, образовательного запроса родителей; если её реализация не даёт ожидаемых результатов и др.
Цель Программы ― планирование (перспективное) коррекционной работы с учетом особенностей развития и возможностей каждого воспитанника, управление образовательным процессом по коррекции нарушений развития детей.
Задачи Программы:
-
Расширение и уточнение словарного запаса, связанного с эмоциональным, бытовым, социальным и игровым опытом детей.
-
Формирование и совершенствование грамматического строя речи.
-
Формирование звуковой аналитико-синтетической деятельности как предпосылки обучения грамоте: развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа (развитие просодической стороны речи, коррекция произносительной стороны речи; работа над слоговой структурой и звуконаполняемостью слов; совершенствование фонематического восприятия, развитие навыков звукового
и слогового анализа и синтеза).
-
Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени).
-
Организация приобретения опыта, направленного на развитие координации движений, крупной и мелкой моторики, дыхания; интонационной выразительности
-
Развитие психических функций (памяти, внимания и мышления).
-
Привлечение родителей к образовательному процессу через консультации.
Программа базируется на следующих принципах:
-
единства диагностики и коррекции. Наблюдение за динамикой развития ребенка с ограниченными возможностями в условиях целенаправленной коррекционно-педагогической работы имеет важное значение, для определения путей, методов и конкретного содержания на различных этапах обучения и воспитания
-
принцип развивающего подхода (основывается на идее Л.С. Выготского о «зоне ближайшего развития»), заключающийся в том, что обучение должно вести за собой развитие ребѐнка;
-
принцип полифункционального подхода, предусматривающий одновременное решение нескольких коррекционных задач в структуре одного занятия;
-
принцип сознательности и активности детей, означающий, что педагог должен предусматривать в своей работе приѐмы активизации познавательных способностей детей. Перед ребѐнком необходимо ставить познавательные задачи, в решении которых он опирается на собственный опыт. Этот принцип способствует более интенсивному психическому развитию дошкольников и предусматривает понимание ребѐнком материала и успешное применение его в практической деятельности в дальнейшем;
-
принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учѐт возрастных, физиологических особенностей и характера патологического процесса. Действие этого принципа строится на преемственности двигательных, речевых заданий;
-
принцип постепенного повышения требований, предполагающий постепенный переход от более простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления формирующихся навыков;
-
принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое взаимодействие всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов детей.
-
признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;
-
принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;
В основе Программы лежит психолингвистический подход к речевой деятельности как к многокомпонентной структуре, включающей семантический, синтаксический, лексический, морфологический и фонетический компоненты, предполагающей интенсивный и экстенсивный пути развития и формирование «чувства языка». Программа учитывает системно-деятельностный подход, основанный на понимании закономерности детского развития и реализующийся с опорой на ведущие виды деятельности, прежде всего в форме игры. Программа основывается на личностном подходе, учитывающем построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.