Главная
\
Образовательные программы
\
Образовательный модуль «Коррекционное обучение и психокоррекция »
\
1.3 «Коррекционно-развивающие занятия с детьми старшего дошкольного возраста»,
1.3 «Коррекционно-развивающие занятия с детьми старшего дошкольного возраста»,
Пояснительная записка.
Предлагаемая учебная программа является программой дополнительного образования. Тип: психолого-педагогическая, коррекционно-развивающая. «Коррекционно-развивающие занятия с детьми старшего дошкольного возраста» составили базовые отечественные концепции развития в детском возрасте (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович), идеи некритичного гуманного отношения к внутреннему миру каждого ребенка (К. Роджерс), как основа эффективного взаимодействия с детьми. Понимание основных направлений когнитивного развития дошкольника базируется на работах Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, А.В. Запорожца, С.Н. Новоселовой, Л.А. Венгера, А.Л. Венгера.
В целом, содержание программы строится на идеях развивающего обучения Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова, с учетом возрастных особенностей и зон ближайшего развития (Л. С. Выготский Д Б. Эльконин). Рефлексивно-деятельностный подход позволяет решать задачи развития психических функций через использование различных видов деятельности, свойственных данному возрасту. В работе предлагается придерживаться принципа личностно-ориентированного подхода (Г. А. Цукерман, Ш. А. Амонашвили), осуществляя выбор и построение материала, исходя из индивидуальности каждого ребенка, ориентируясь на его потребности и потенциальные возможности.
Актуальность и перспективность программы.
Дошкольный период является сенситивным для развития многих психических процессов. Элементарные нравственные представления и чувства, простейшие навыки поведения, приобретенные ребенком в этот период из «натуральных», по Л. С. Выготскому, должны стать «культурными», то есть превратиться в высшие психологические функции и стать фундаментом для развития новых форм поведения, правил и норм.
Основой познания мира для этого возраста является чувственное познание – восприятие и наглядное мышление. Именно от того, как сформировано у ребенка-дошкольника восприятие, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, зависят его познавательные возможности, дальнейшее развитие деятельности, речи и более высоких, логических форм мышления. В этот возрастной период у детей формируются пространственные представления, которые играют большую роль в общем психическом развитии ребенка и служат основой для овладения элементарными счетными операциями и математическими понятиями. Интенсивное развитие всех психических функций и расширение круга практической деятельности формируют у дошкольника познавательное отношение к действительности.
Возраст 5-6 лет – тот период, когда необходимо особо заботиться о создании условий для познания, для развития когнитивных психических функций, потому что именно в данном возрасте ведущей потребностью становится потребность в общении, а ведущей психической функцией – воображение (Л.С. Выготский). В ходе внеситуативно-делового и внеситуативно-личностного общения со взрослым, как источником информации (М.И. Лисина) – задавая вопросы, побуждая взрослого к рассказу, к совместным делам, – ребенок познает непосредственно не воспринимаемые предметы и явления, нравственные нормы. Становится интенсивным ситуативно-деловое общение со сверстниками: углубляется интерес к ним, как партнерам по играм. Развивается самостоятельная деятельность, экспериментирование, целенаправленное восприятие, наглядно-образное и начала логического мышления, внимание, память и речь, их произвольная регуляция. Все это создает богатые возможности для усложнения и организации когнитивных процессов, для целостного развития индивидуальности, способностей ребенка.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования при реализации образовательных программ необходимо учитывать индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья (особые образовательные потребности), индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
В силу сочетанного действия разнообразных биологических и социальных факторов, нередко требуется специальная коррекционно-развивающая работа специалиста, позволяющая в ходе индивидуальных или подгрупповых занятий преодолеть имеющиеся затруднения познавательной деятельности.
Немалая часть таких детей относится к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья. Это дети, имеющие физический недостаток или же психический недостаток – подтвержденный в установленном порядке временный или постоянный недостаток в психическом развитии человека (включая нарушение речи, эмоционально-волевой сферы, а также нарушение умственного развития, в том числе задержку психического развития), создающий трудности в обучении; возможен и сложный недостаток – совокупность физических и (или) психических недостатков, подтвержденных в установленном порядке.
Внимание общества приковано к проблемам образования детей, имеющих ОВЗ, и детей-инвалидов. По данным Комитета по образованию Санкт-Петербурга в городских ДОУ получают образование около 30 тысяч дошкольников с ОВЗ.
Также значительным является число детей дошкольного возраста из семей мигрантов.
Обе эти категории дошкольников – дети с ОВЗ и дети из семей мигрантов – как правило, испытывают трудности в освоении общеобразовательных программ, в развитии и социальной адаптации.
Однако, в силу сочетанного действия разнообразных биологических и социальных факторов, нередко требуется специальная коррекционно-развивающая работа специалиста, позволяющая в ходе индивидуальных или подгрупповых занятий преодолеть имеющиеся затруднения познавательной деятельности.
Адресат программы.
Адресатом программы являются дошкольники в возрасте 5-6 лет, которые имеют особенности функционирования интеллектуальной сферы, приводящие к снижению успешности возрастно-нормативной познавательной деятельности.
Основание для индивидуальной работы или формирования группы развития и коррекции – запрос взрослых (родителей, педагогов ДОУ) и результаты психодиагностического обследования специалистом Центра уровня развития познавательных функций ребенка (восприятия, мышления, памяти, внимания, организации познавательной деятельности).
Порядок работы специалиста по программе. Объем программы – 24 часа, при нормативной длительности занятий для детей в возрасте 5-6 лет: 1 «час» – 25 минут. Занятия в условиях Центра проводятся 1 раз в неделю; при особой необходимости – 2 раза в неделю.
Нормативно-правовой базой реализации программы являются:
Основополагающими документами являются:
-
Конституция РФ от 12.12.1993 г.;
-
Конвенция ООН о правах ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., ратифицированная третьей сессией Верховного Совета СССР 13 июня 1990 г. № 1591-1;
-
Семейный кодекс РФ, принятый Государственной Думой 8 декабря 1995 г.;
-
Закон об образовании РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ (действующая редакция);
-
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155);
-
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 (ред. от 27.08.2015) «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
-
Письмо Минобрнауки РФ от 10 февраля 2015 г. № ВК-268/07 «О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»; Приложение к Письму – рекомендации по совершенствованию деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи;
-
Стратегия развития системы образования Санкт-Петербурга 2011-2020 гг. «Петербургская школа 2020»;
-
Устав Центра.