Главная
\
Образовательные программы
\
Образовательный модуль «Коррекционное обучение и психокоррекция »
\
1.1 Коррекционно-развивающая программа для детей дошкольного возраста «Цветик - Семицветик»
1.1 Коррекционно-развивающая программа для детей дошкольного возраста «Цветик - Семицветик»
Пояснительная записка
Предлагаемая учебная программа является программой дополнительного образования; тип – психолого-педагогическая, коррекционно-развивающая. Представляет собой модификацию программы Н.Ю. Куражевой, Н.В. Вараевой «Психологические занятия с дошкольниками «Цветик-семицветик» для работы с детьми от 3 до 7 лет».
При осуществлении целевой коррекционно–развивающей работы (интеллектуальная коррекция и развитие) решаются и общеразвивающие задачи.
Актуальность и перспективность программы.
Дошкольное детство – большой и ответственный период жизни. В этом возрасте происходят существенные изменения в психическом развитии ребенка. Значительно возрастает познавательная активность: развиваются восприятие, наглядное мышление, появляются зачатки логического мышления. Росту познавательных возможностей способствует становление смысловой памяти, произвольного внимания. Возрастает роль речи как в познании ребенком окружающего мира, так и в развитии общения и разных видов детской деятельности. У дошкольников появляется возможность выполнения действий по словесной инструкции, усвоения знаний на основе объяснений, но только при опоре на четкие наглядные представления.
Основой познания для этого возраста является чувственное познание – восприятие и наглядное мышление. Именно от того, как сформировано у ребенка-дошкольника восприятие, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, зависят его познавательные возможности, дальнейшее развитие деятельности, речи и более высоких, логических форм мышления. В этот возрастной период у детей формируются пространственные представления, которые играют большую роль в общем психическом развитии ребенка и служат основой для овладения элементарными счетными операциями и математическими понятиями.
Интенсивное развитие всех психических функций и расширение круга практической деятельности формируют у дошкольника познавательное отношение к действительности. К концу дошкольного возраста формируется готовность к школьному обучению, которая является необходимым условиям успешной адаптации ребенка в новой социальной роли ученика и залогом дальнейшего эффективного познавательного и личностного развития.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования при реализации образовательных программ необходимо учитывать индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья (особые образовательные потребности), индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
В силу сочетанного действия разнообразных биологических и социальных факторов, нередко требуется специальная коррекционно-развивающая работа специалиста, позволяющая в ходе индивидуальных или подгрупповых занятий преодолеть имеющиеся затруднения познавательной деятельности.
Немалая часть таких детей относится к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья. Это дети, имеющие физический недостаток или же психический недостаток – подтвержденный в установленном порядке временный или постоянный недостаток в психическом развитии человека (включая нарушение речи, эмоционально-волевой сферы, а также нарушение умственного развития, в том числе задержку психического развития), создающий трудности в обучении; возможен и сложный недостаток – совокупность физических и (или) психических недостатков, подтвержденных в установленном порядке.
Внимание общества приковано к проблемам образования детей, имеющих ОВЗ, и детей-инвалидов. По данным Комитета по образованию Санкт-Петербурга, в городских ДОУ получают образование около 30 тысяч дошкольников с ОВЗ.
Также значительным является число детей дошкольного возраста из семей мигрантов.
Обе эти категории дошкольников – дети с ОВЗ и дети из семей мигрантов – как правило, испытывают трудности в освоении общеобразовательных программ, в развитии и социальной адаптации.
Коррекции и развитию познавательных психических процессов и речи придается особое значение. Познавательные и речевые процессы входят как составная часть в любую человеческую деятельность и обеспечивают ту или иную ее эффективность.
Развитие интеллектуальных способностей снижает психологические нагрузки в учении, предупреждает неуспеваемость, сохраняет здоровье, обеспечивает успешность, интерес к предмету, желание учиться и много знать.
Адресат программы.
Адресатом предлагаемой программы являются дошкольники 3–6/7 лет, имеющие особенности функционирования интеллектуальной сферы, приводящие к снижению успешности возрастно-нормативной познавательной деятельности.
В ряде случаев, по заключению специалиста, возможно обучение по данной программе школьников – учащихся 1-х классов.
Основанием для индивидуальной работы или формирования группы развития и коррекции является запрос взрослых (родителей, педагогов ДОУ) и результаты психодиагностического обследования специалистом Центра уровня развития познавательных функций ребенка (восприятия, мышления, памяти, внимания, организации познавательной деятельности).
Порядок работы специалиста по программе. Общий объем работы – 24 часа, периодичность 1-2 раза неделю, продолжительность каждого занятия (1 «час») – согласно возрастным нормативам:
-
для детей 3-4 лет – 15-20 минут,
-
для детей 5-6 лет – 25-30 минут,
-
для детей 6-7 лет – 35-40 минут.
При планировании работы с возрастными подгруппами 5-6 лет и 6-7 лет специалист может выбрать приоритетное направление коррекционно-развивающей работы – либо в области эмоционально-волевого и социально-коммуникативного развития, либо в области интеллектуального развития (варианты планирования представлены далее в программе).
Программа может реализоваться последовательно в течение нескольких лет, с переходом адресата из одной возрастной группы в следующую.
Нормативно-правовая база реализации программы.
Основополагающими документами являются:
Конституция РФ от 12.12.1993 г.;
Конвенция ООН о правах ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., ратифицированная третьей сессией Верховного Совета СССР 13 июня 1990 г. № 1591-1;
Семейный кодекс РФ, принятый Государственной Думой 8 декабря 1995 г.;
Закон об образовании РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ (действующая редакция);
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155);
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 (ред. от 27.08.2015) «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
Письмо Минобрнауки РФ от 10 февраля 2015 г. № ВК-268/07 «О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»; Приложение к Письму – рекомендации по совершенствованию деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи;
Стратегия развития системы образования Санкт-Петербурга 2011-2020 гг. «Петербургская школа 2020»;
Устав Центра.