Главная
\
Образовательные программы
\
Образовательный модуль «Коррекционное обучение и психокоррекция »
\
1.10 «Коррекция фонетико-фонематического недоразвития у учащихся младших классов (1-2 классы)»,
1.10 «Коррекция фонетико-фонематического недоразвития у учащихся младших классов (1-2 классы)»,
Пояснительная записка
Программа разработана на основе:
-
Образовательная программа ГБУ ДО ЦППМСП «Доверие» на учебный год, составленная в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального общего образования, в соответствии с естественнонаучной и психофизиологической концепциями логопедии .
-
Учебно-методическое пособие АППО, под ред. Н.Н.Яковлевой; СПб; 2007
Программа опирается на:
-
Учение И.П.Павлова о закономерностях формирования условно-рефлекторных связей: о пластичности центральной нервной системы и ее неограниченных компенсаторных возможностях;
-
Учение П.К.Анохина о функциональных системах;
-
Учение Л.С.Выготского, А.Р.Лурия, А.А.Леонтьева о сложной структуре речевой деятельности, об операциях восприятия и порождения речевого высказывания.
-
Системы коррекционной работы, разработанные И.Н.Садовниковой (1998г), Л.Н.Ефименковой и Г.Г.Мисаренко (1991г.), А.В.Ястребовой (1997),
Программа соответствует Образовательной программе и учебному плану ГБУ ДО ЦППМСП Петродворцового района Санкт-Петербурга « Доверие»
Нормативная база:
-
Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» 29.12.2012 №273-ФЗ;
-
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации о введении ФГОС НОО №373 от 06.10.2009;
-
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №1897 от 17.12.2010 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;
-
Распоряжение Правительства Санкт-Петербурга от 12.04.2013 №904-р «О формировании учебных планов образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих образовательные программы общего образования, на 2013-2014 учебный год»;
-
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями на 29.06.2011);
-
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.11.1998 №1561/1415 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе»;
-
Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для детей с ограниченными возможностями здоровья;
Создание данной программы продиктовано необходимостью в условиях логопедического пункта общеобразовательной школы работать с учащимися страдающими различными речевыми патологиями ( ФФН).
Цель программы - представить систему логопедической работы по преодолению нарушений устной речи у детей младшего школьного возраста. реализовать систему логопедической работы по преодолению нарушений устной речи у детей младшего школьного возраста. Формирование предпосылок (лингвистических, психологических) к полноценному усвоению общеобразовательной программы по русскому языку
Задачи программы:
-
Устранять недостатки развития артикуляционной моторики.
-
Устранять нарушения звукопроизношения, учитывая сущность патологии, динамику устранения, особенности личности ребёнка.
-
Уточнять и отрабатывать артикуляцию тех звуков, которые правильно произносятся изолированно, но в речи сливаются или звучат недостаточно отчётливо.
-
Восполнить отсутствующие, восстановить искажённо произносимые звуки и первично их автоматизировать
-
Работать по направлению нормализации речевого дыхания, голоса, просодических компонентов в речи.
-
Закреплять уровень звукового анализа и синтеза, который доступен ребёнку, и постепенно подводить к устойчивому автоматизированному навыку.
-
Развивать фонематические представления
-
Формировать умение сопоставлять и различать систему дифференциальных (акустико-артикуляционных) признаков звуков.
Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребёнка. При обучении ребёнка в школе, недостатки речи могут породить неуверенность в своих силах. Устная речь должна быть понятной слушателям. У школьников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи страдает звукопроизношение при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте, что проявляется в искаженном произношении, замене и смешении звуков. Отмечается некоторая смазанность и нечеткость речи. Фонематические представления бедны, неточны. Нарушена дифференциация сходных звуков. Недостаточно развит фонематический анализ слов, особенно, в случаях оппозиционных фонем. Отмечаются нарушения слоговой структуры слов сложной звуко-слоговой структуры. На фоне сравнительно развернутой речи проявляется неточное употребление некоторых слов, смешение слов, сходных по звуковому составу. Изредка наблюдаются аграмматизмы в речи, особенно при необходимости выразить малознакомые предложно-падежные отношения. Важную роль играет четкое, чистое произношение звуков и слов в период обучения ребёнка грамоте, т.к. письменная речь формируется на основе устной. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будут и его взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, следовательно, и его личность в целом. Так как звук является смысловой единицей лишь в слове, то вся работа по воспитанию правильного звукопроизношения неразрывно связана с работой по развитию речи детей.
Данная программа базируется на теоретических идеях Л.С.Выгодского, о комплексном взаимодействии анализаторов, обеспечивающих процесс письма, А.Р.Лурия о динамической локализации психических функций, А.А.Леонтьева, Б.Г.Ананьева об образовании динамического стереотипа слова, Н.А.Бернштейна об уровневом принципе формирования навыков Программа написана с учётом следующих принципов:
- онтогенетического
- системности
- от простого к сложному
- комплексности
- доступности
- наглядности
- индивидуального подхода.
Реализуются разнообразные логопедические методы и приёмы коррекционной работы, но преобладают среди них практические методы.
Условия реализации программы: дети должны регулярно посещать занятия два раза в неделю, выполнять все требования учителя-логопеда. Сроки коррекционной работы определяются степенью тяжести нарушений речи, а комплектование групп - схожестью речевой патологии и возрастом детей.
Общая продолжительность занятий для каждого года обучения составляет 72 часа.