Главная \ Образовательные программы \ Образовательный модуль «Превентивная педагогика и психопрофилактика» \ 3.5 «Социально-педагогическая реабилитация детей 13-18 лет, склонных к девиантному поведению, посредством вовлечения в волон-терское движение клуба «Имидж»

3.5 «Социально-педагогическая реабилитация детей 13-18 лет, склонных к девиантному поведению, посредством вовлечения в волон-терское движение клуба «Имидж»

Пояснительная записка
 
Предлагаемая учебная программа является программой дополнительного образования; тип – психолого-педагогическая, коррекционно-развивающая. 
Актуальность и перспективность программы.
В условиях современного общества, проблема отклонений поведения (девиаций) в подростковой и молодежной среде стоит особенно остро. Девиантным, по самому общему определению, является поведение, не удовлетворяющее социальным ожиданиям данного общества. В отечественной литературе под девиантным  поведением понимают Поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам, будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали; Социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным  или фактически сложившимся в данном обществе нормам.
В соответствии с ФГОС при реализации образовательных программ необходимо учитывать индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья (особые образовательные потребности), индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
В силу сочетанного действия разнообразных биологических и социальных факторов, нередко требуется специальная коррекционно-развивающая работа специалиста, позволяющая в ходе индивидуальных или подгрупповых занятий преодолеть имеющиеся затруднения познавательной деятельности.
Немалая часть таких детей относится к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья. Это дети, имеющие физический недостаток или же психический недостаток – подтвержденный в установленном порядке временный или постоянный недостаток в психическом развитии человека (включая нарушение речи, эмоционально-волевой сферы, а также нарушение умственного развития, в том числе задержку психического развития), создающий трудности в обучении; возможен и сложный недостаток – совокупность физических и (или) психических недостатков, подтвержденных в установленном порядке.
Внимание общества приковано к проблемам образования детей, имеющих ОВЗ, и детей-инвалидов.
Также значительным является число детей из семей мигрантов.
Обе эти категории – дети с ОВЗ и дети из семей мигрантов – как правило, испытывают трудности в освоении общеобразовательных программ, в развитии и социальной адаптации.
 
Психолог В.В. Ковалев выделяет 10 основных вариантов отклоняющегося поведения:
  • уклонение от учебной и трудовой деятельности. У школьников отказ от учебы, систематическое невыполнение заданий, прогулы частично объяснялись пробелами в знаниях, которые делали невозможным дальнейшее продолжение учебы;
  • систематическое пребывание в антиобщественно настроенных неформальных группах;
  • антиобщественные насильственные действия. Они выражаются в агрессии, драках, совершении мелких грабежей, порче и уничтожении имущества и т.п.;
  • антиобщественные корыстные действия, выражающиеся в основном в мелких кражах, мелкой спекуляции, вымогательстве;
  • антиобщественные действия сексуального характера. Этот вариант отклоняющегося поведения выражается в совершении циничных, непристойных действий сексуального характера, направленных обычно на лиц противоположного пола;
  • злоупотребление алкоголем;
  • употребление наркотических и токсических веществ;
  • уходы из дома, бродяжничество;
  • азартные игры;   прочие виды отклоняющегося поведения.
Организация добровольческой деятельности – одно из важнейших средств вовлечения подростков в просоциальную деятельность, профилактики девиаций, коррекции уже возникших форм отклонений поведения. Кроме того, это актуальный вопрос развития социального служения в местных сообществах Российской Федерации, важный фактор становления и развития гражданского общества, воспитания гражданственности у молодого поколения.
Волонтерское движение представляет собой добровольную консолидированную социально-полезную деятельность самоуправляемых открытых объединений детей и молодежи.
Волонтерство способствует изменению мировоззрения самих людей и тех, кто рядом, и приносит пользу, как государству, так и самим волонтерам, которые посредством добровольческой деятельности развивают свои умения и навыки, удовлетворяют потребность в общении, осознают свою полезность и нужность и развивают в себе личные качества, необходимые для дальнейшей профессиональной деятельности.
Добровольцы всего мира предлагают свою помощь в решении самых насущных проблем современного общества, которые не признают границ: от профилактики распространения наркомании, ВИЧ/СПИДа до предотвращения разжигания межнациональных войн. Ежедневно миллионная армия добровольцев своей деятельностью подтверждает, что люди в состоянии изменить мир к лучшему. В данном проекте речь пойдет об одном из направлений волонтерской добровольческой деятельности – волонтерском профилактическом движении.
Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года важнейшим фактором устойчивого развития страны и общества, роста благосостояния ее граждан и совершенствования общественных отношений является эффективная государственная молодежная политика, одна из основных целей которой – вовлечение молодежи в социальную практику путем развития добровольческой (волонтерской) деятельности молодежи. В то же время, Д.А. Медведев в одном из выступлений отмечал, что только 5% молодого населения занимаются волонтерской деятельностью. Запланированная «доля молодых людей, принимающих участие в добровольческой деятельности, в общем числе молодежи (процентов)» на 2010 год должна была составить 6%, на 2011 год – 8%, а на 2012 год – 10%. Волонтерское движение обладает мощной созидательной силой и способно решать важнейшие социальные проблемы, одной из которых является состояние здоровья детей и молодежи.
В настоящее время распространение наркомании, алкоголизма, других асоциальных явлений среди молодежи продолжает оставаться высоким. В 2008 году в Российской Федерации число больных наркоманией, состоящих на диспансерном учете, составило 252,18 человек на 100 тыс. населения. Число больных алкоголизмом, состоящих на диспансерном учете, на территории Российской Федерации составило 1566,34 человек на 100 тыс. населения. И цифры продолжают расти. Вышеприведенные данные свидетельствуют о необходимости выработки новых методов первичной профилактики употребления психоактивных веществ в целом, и наркотиков в частности, формирования способности молодежи сопротивляться данным негативным явлениям общества.
Деятельность волонтеров из числа детей и молодежи по профилактике социальных болезней общества в силу социомобильности данной общественной группы, способной своим личным примером ориентировать остальную часть молодежного населения на здоровый образ жизни, может существенно изменить ситуацию в сторону снижения девиаций в детско-молодежной среде, повышения социальной активности молодежи, а также улучшения здоровья нации в целом.
Адресатом программы «Социально-педагогическая реабилитация детей 13-18 лет, склонных к девиантному поведению, посредством вовлечения в волонтерское движение клуба «Имидж»» являются подростки и старшеклассники.
Особое внимание уделяется выявлению «группы риска» и комплексу мер по вовлечению именно этих учащихся в активную, внутренне мотивированную, увлекательную и полезную по процессу, имеющую конкретные результаты социально полезную деятельность. Однако нуждающиеся в этом особом внимании подростки наиболее успешны тогда, когда включены в совместную деятельность с обычными, социально адаптированными детьми. Поэтому круг адресатов программы широк.
Общий объем программы – 72 часа, при организации работы в разных ее видах:
  • обучающая, коррекционно-развивающая – 24 часа,
  • реабилитационно-профилактическая, включающая социально-значимые инициативы, игровые программы, культурно-досуговую деятельность и прочие формы – 48 часов.
  • Конституция РФ от 12.12.1993 г.;
  • Конвенция ООН о правах ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., ратифицированная третьей сессией Верховного Совета СССР 13 июня 1990 г. № 1591-1;
  • Семейный кодекс РФ, принятый Государственной Думой 8 декабря 1995 г.;
  • Уголовный кодекс РФ
  • Закон об образовании РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ (действующая редакция);
  • ФЗ № 120 от 24.06.1999 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
  • ФЗ № 124 от 24.07.1998  «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
  • Приказ Министерства образования РФ № 237 от 29.01.2002 «Об экстренных мерах по решению проблем детской беспризорности и безнадзорности»
  • Закон Санкт-Петербурга от 16.05.2007 «О профилактике правонарушений в Санкт-Петербурге»
  • Федеральные государственные образовательные стандарты
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 (ред. от 27.08.2015) «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
  • Письмо Минобрнауки РФ от 10 февраля 2015 г. № ВК-268/07 «О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»; Приложение к Письму – рекомендации по совершенствованию деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи;
  • Стратегия развития системы образования Санкт-Петербурга 2011-2020 гг. «Петербургская школа 2020»;
  • Устав Центра.