Главная
\
Образовательные программы
\
Образовательный модуль «Превентивная педагогика и психопрофилактика»
\
3.4 «Живи в безопасности» (Психология поведения детей 11-16 лет в трудной жизненной ситуации)
3.4 «Живи в безопасности» (Психология поведения детей 11-16 лет в трудной жизненной ситуации)
Пояснительная записка
Предлагаемая учебная программа является программой дополнительного образования; тип – психолого-педагогическая, коррекционно-развивающая.
Актуальность и перспективность программы.
Ребенок, находясь в стремительно изменяющихся условиях своего существования, нуждается в помощи и психологической поддержке. Такая поддержка может носить личностную ориентацию, а может относиться и к условиям, в которых осуществляется жизнедеятельность, и, прежде всего, к совершенствованию той среды, в которой осуществляется непосредственное взаимодействие субъекта. Усиление психологических ресурсов и определение психологических «вложений» здесь имеют не меньшую значимость, чем социальные и экономические составляющие.
В соответствии с ФГОС при реализации образовательных программ необходимо учитывать индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья (особые образовательные потребности), индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
В силу сочетанного действия разнообразных биологических и социальных факторов, нередко требуется специальная коррекционно-развивающая работа специалиста, позволяющая в ходе индивидуальных или подгрупповых занятий преодолеть имеющиеся затруднения познавательной деятельности.
Немалая часть таких детей относится к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья. Это дети, имеющие физический недостаток или же психический недостаток – подтвержденный в установленном порядке временный или постоянный недостаток в психическом развитии человека (включая нарушение речи, эмоционально-волевой сферы, а также нарушение умственного развития, в том числе задержку психического развития), создающий трудности в обучении; возможен и сложный недостаток – совокупность физических и (или) психических недостатков, подтвержденных в установленном порядке.
Внимание общества приковано к проблемам образования детей, имеющих ОВЗ, и детей-инвалидов.
Также значительным является число детей из семей мигрантов.
Обе эти категории – дети с ОВЗ и дети из семей мигрантов – как правило, испытывают трудности в освоении общеобразовательных программ, в развитии и социальной адаптации.
Наконец, исключительную актуальность приобретает проблема безопасности детей в сети Интернет. Как пользователь интернет, в том числе являясь участником социальных виртуальных групп, современный школьник подвержен ряду серьезных угроз из Сети. К числу таких угроз относят:
-
склонение несовершеннолетних к сексуальным действиям (намеки, соблазнение, манипуляция со стороны взрослых);
-
склонение несовершеннолетних к суицидальном действиям и самоповреждающему поведению;
-
разжигание расовой, национальной, религиозной вражды, пропаганды тоталитарных сект;
-
пропаганда и публичное оправдание терроризма;
-
киберунижение и кибертравля;
-
распространение сцен физического насилия над несовершеннолетними;
-
побуждение к «протесту», стабильному антисоциальному поведению;
-
пропаганда и распространение наркотиков;
-
интернет-мошенничество и программно-технические угрозы,
-
и другие.
Сегодняшняя социокультурная ситуация дает нам многочисленные примеры негативного влияния внешних условий на становление личности ребенка. Проявления насильственных действий по отношению к другому достаточно распространены в современном мире.
Особую актуальность приобретает проблема защищенности от психологического насилия и повышение психологической культуры в целом:
-
на уровне общества - как характеристика национальной безопасности, в структуре которой присутствует социальная безопасность, что означает выполнение социальными институтами своих функций по удовлетворению потребностей, интересов и целей всего населения страны, фактическое обеспечение качества жизни и здоровья людей;
-
на уровне локальной среды обитания - это семья, ближайшее окружение, группа друзей, коллеги;
-
на уровне личности, где возникает аспект переживания своей защищенности либо незащищенности, наличие ресурса сопротивляемости внешним и внутренним деструктивным воздействиям, где можно говорить о понимании и представлении о психологическом насилии и о совладании с его психотравмирующими формами, где есть конкретные поведенческие акты, способствующие (или препятствующие) нарушению безопасности другого, саморазрушению или конструктивному устойчивому развитию.
В функционировании образовательных учреждений обеспеченность безопасности носит локальный характер. Это обстоятельство приводит к возникновению ряда угроз, которые снижают, качество знаний, уровень дисциплины и здоровье учащихся, приводят к возникновению девиаций.
Практически отсутствуют меры по пресечению семейных угроз. Работа большинства психологов и социальных педагогов в области обеспечения безопасности недостаточно эффективна в связи с отсутствием специализации по этому направлению и отсутствием достаточного количества времени в циклограмме работы школьного психолога, специалиста Центра сопровождения. А ведь основной социальный институт, контролирующий поведение ребенка – семья.
Ситуация здесь тревожна и драматична: число лиц, лишенных родительских прав, за последние пять лет выросло более чем втрое. Одним из самых опасных социально-психологических явлений, которые деформируют личность, является субкультура насилия (в том числе, и психологического), которая иногда складывается в семье. Нередко родители не только сами пьянствуют, но и привлекают к этому своих детей, совместно с ними употребляют спиртные напитки или одурманивающие вещества. Детей используют для удовлетворения извращенных потребностей педофилов, для транспортировки ПАВ, для решения имущественных проблем.
Дети достаточно часто оказываются и в таких ситуациях, которые вызывают физические и психические травмы. В частности, наблюдается рост преступности, с непосредственным участием несовершеннолетних. Дети попадают в заложники, в автокатастрофы; происходят несчастные случаи; преступления, совершаемые на глазах у детей или с их участием; семейные конфликты, приводящие к распадам семьи; конфликтные ситуации дома, на улице, в школе. Разрешение таких конфликтов в ряде случаев происходит при участии органов опеки, правоохранительных органов, в судах.
Именно для помощи детям, оказавшимся в трудных жизненных ситуациях, разработана учебная программа «Живи в безопасности».
Адресатом программы являются подростки 11-16 лет, находящиеся в трудной жизненной ситуации, вследствие чего они испытывают сложности в формировании навыков психологически безопасного поведения в условиях повышенного риска.
Трудная жизненная ситуация (ТЖС) – «ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно (Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения» от 15.11.1995)». Наиболее характерные для детей ТЖС (по К. Флейк-Хобсон) имеют 2 типа: 1) ситуации, связанные с отсутствием /утратой чувства защищенности, 2) ситуации, вызывающие беззащитность из-за отрыва от семьи (помещение в детский дом и т.п.).
Ситуации первого типа могут возникать вследствие таких особенностей ближайшего социума, как: жестокая семья, эмоционально отвергающая семья, необеспечение надлежащего надзора и ухода, распадающаяся или распавшаяся семья, чрезмерно требовательная семья, чуждое окружение за рамками семьи (язык, культура).
Из приведенного неполного перечня видно, что адресатом программы «Живи безопасности» для детей 11-16 лет может стать весьма значительное число современных подростков. Поэтому, помимо очевидных случаев нахождения в ТЖС, для приема в качестве участника программы могут быть определенные основания почти у любого подростка. Программа направлена на формирование культуры безопасности жизнедеятельности детей и подростков, умение предвидеть опасности и действовать в сложной обстановке, сознательно и ответственно подходить к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих.
Объем программы – 10 часов, поэтому формирование устойчивых навыков невозможно, однако создается необходимая база знаний, психологических установок и первичные схемы действий. Занятия проводятся в групповой форме, 1 раз в неделю.
-
Конституция РФ от 12.12.1993 г.;
-
Конвенция ООН о правах ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., ратифицированная третьей сессией Верховного Совета СССР 13 июня 1990 г. № 1591-1;
-
Семейный кодекс РФ, принятый Государственной Думой 8 декабря 1995 г.;
-
Уголовный кодекс РФ
-
Закон об образовании РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ (действующая редакция);
-
ФЗ № 120 от 24.06.1999 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
-
ФЗ № 124 от 24.07.1998 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
-
Приказ Министерства образования РФ № 237 от 29.01.2002 «Об экстренных мерах по решению проблем детской беспризорности и безнадзорности»
-
Закон Санкт-Петербурга от 16.05.2007 «О профилактике правонарушений в Санкт-Петербурге»
-
Федеральные государственные образовательные стандарты
-
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 (ред. от 27.08.2015) «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
-
Письмо Минобрнауки РФ от 10 февраля 2015 г. № ВК-268/07 «О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»; Приложение к Письму – рекомендации по совершенствованию деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи;
-
Стратегия развития системы образования Санкт-Петербурга 2011-2020 гг. «Петербургская школа 2020»;
-
Устав Центра.