Главная \ Образовательные программы \ Образовательный модуль «Превентивная педагогика и психопрофилактика» \ 3.1 «Жить в мире с собой и другими» (Развитие толерантных черт личности детей 11-15 лет)

3.1 «Жить в мире с собой и другими» (Развитие толерантных черт личности детей 11-15 лет)

Предлагаемая учебная программа является программой дополнительного образования; тип – психолого-педагогическая, коррекционно-развивающая.
Актуальность и перспективность программы.
Подростковый возраст - важнейший период в психо­социальном развитии человека. Подросток - уже не ребенок, но еще не взрослый. Он активно включается во взрослую жизнь, формирует свою идентичность, осваивает различные социальные роли. Его глобальная жизненная ориентация зависит от того, как он будет относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире. Позиция терпимости и доверия - это основа для осуществления выбора будущих поколений в пользу мира, а не войны, мирного сосуществования человечества, а не конфликтов. Укоренение в школе духа толерантности, формирование отношения к ней как к важнейшей ценности общества - значимый вклад школьного образования в развитие культуры мира на Земле.
В соответствии с ФГОС при реализации образовательных программ необходимо учитывать индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья (особые образовательные потребности), индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
В силу сочетанного действия разнообразных биологических и социальных факторов, нередко требуется специальная коррекционно-развивающая работа специалиста, позволяющая в ходе индивидуальных или подгрупповых занятий преодолеть имеющиеся затруднения познавательной деятельности.
Немалая часть таких детей относится к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья. Это дети, имеющие физический недостаток или же психический недостаток – подтвержденный в установленном порядке временный или постоянный недостаток в психическом развитии человека (включая нарушение речи, эмоционально-волевой сферы, а также нарушение умственного развития, в том числе задержку психического развития), создающий трудности в обучении; возможен и сложный недостаток – совокупность физических и (или) психических недостатков, подтвержденных в установленном порядке.
Внимание общества приковано к проблемам образования детей, имеющих ОВЗ, и детей-инвалидов.
Также значительным является число детей из семей мигрантов.
Обе эти категории – дети с ОВЗ и дети из семей мигрантов – как правило, испытывают трудности в освоении общеобразовательных программ, в развитии и социальной адаптации.
Тренинг «Жить в мире с собой и другими», разработанный для подростков, является важной составляющей программы психолого - педагогического сопровождения старшеклассников.  Данная программа посвящена особо актуальной в наше время проблеме - воспитанию у подростков терпимого отношения к себе и окружающим, независимо от личностных особенностей, убеждений, этнической принадлежности.
Адресатом программы являются учащиеся 11– 15 лет. Она акцентирует внимание подростков на такие важные психологические составляющие, как развитие чувства собственного достоинства и умения уважать достоинство других; обучение конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций; развития коммуникативных навыков, укрепляющих социальные связи, а также повышение самооценки через получение позитивной обратной связи.
Объем часов для занятий – 10. Занятия проводятся не реже одного раза в неделю, продолжительность–1 академический час (по 45 минут); форма работы–групповая.
 
Конституция РФ от 12.12.1993 г.;
Конвенция ООН о правах ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., ратифицированная третьей сессией Верховного Совета СССР 13 июня 1990 г. № 1591-1;
Семейный кодекс РФ, принятый Государственной Думой 8 декабря 1995 г.;
Уголовный кодекс РФ
Закон об образовании РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ (действующая редакция);
ФЗ № 120 от 24.06.1999 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
ФЗ № 124 от 24.07.1998  «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
Приказ Министерства образования РФ № 237 от 29.01.2002 «Об экстренных мерах по решению проблем детской беспризорности и безнадзорности»
Закон Санкт-Петербурга от 16.05.2007 «О профилактике правонарушений в Санкт-Петербурге»
Федеральные государственные образовательные стандарты
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 (ред. от 27.08.2015) «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
Письмо Минобрнауки РФ от 10 февраля 2015 г. № ВК-268/07 «О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»; Приложение к Письму – рекомендации по совершенствованию деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи;
Стратегия развития системы образования Санкт-Петербурга 2011-2020 гг. «Петербургская школа 2020»;
Устав Центра.