Главная \ Образовательные программы \ Образовательный модуль «Социальная адаптация» \ 2.7 «Азбука общения» (Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста),

2.7 «Азбука общения» (Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста),

            Пояснительная записка
 
Предлагаемая учебная программа является программой дополнительного образования; тип – психолого-педагогическая, коррекционно-развивающая.
Теоретическими основаниями разработки программы стали отечественные концепции развития в детском возрасте (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович), концепция деятельностного подхода, в том числе – идеи развития в деятельности общения (А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский), базовые положения гуманистического подхода как основы эффективного взаимодействия людей, а также работы М.И. Лисиной по анализу форм общения ребенка со сверстниками и со взрослыми.
 
Актуальность и перспективность программы.
Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребёнка. Это период его приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время принципиального установления отношений с людьми, развития способностей коммуникации и социальной адаптации в целом. Нормы поведения, усвоенные ребёнком в этот период, влияют на его поведенческие реакции, на развитие эмоционально-волевой сферы, коммуникативных качеств.
В соответствии с ФГОС при реализации образовательных программ необходимо учитывать индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья (особые образовательные потребности), индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
В силу сочетанного действия разнообразных биологических и социальных факторов, нередко требуется специальная коррекционно-развивающая работа специалиста, позволяющая в ходе индивидуальных или подгрупповых занятий преодолеть имеющиеся затруднения познавательной деятельности.
Немалая часть таких детей относится к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья. Это дети, имеющие физический недостаток или же психический недостаток – подтвержденный в установленном порядке временный или постоянный недостаток в психическом развитии человека (включая нарушение речи, эмоционально-волевой сферы, а также нарушение умственного развития, в том числе задержку психического развития), создающий трудности в обучении; возможен и сложный недостаток – совокупность физических и (или) психических недостатков, подтвержденных в установленном порядке.
Внимание общества приковано к проблемам образования детей, имеющих ОВЗ, и детей-инвалидов. По данным Комитета по образованию Санкт-Петербурга, в городских ДОУ получают образование около 30 тысяч дошкольников с ОВЗ.
Также значительным является число детей из семей мигрантов.
Обе эти категории дошкольников – дети с ОВЗ и дети из семей мигрантов – как правило, испытывают трудности в освоении общеобразовательных программ, в развитии и социальной адаптации.
В старшем дошкольном возрасте начинают формироваться личностные основы взаимодействия с людьми – эффективного или, наоборот, неуспешного. Психологические исследования межличностного общения в группах старшего дошкольного возраста выявили, что большинство детей испытывают трудности во взаимоотношениях с окружающими. В связи с этим возникает необходимость создания комплексной программы по формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста.
Эти навыки, создавая атмосферу успешности во взаимодействии со сверстниками и со взрослыми людьми, способствуют, помимо прямого «назначения», позитивному становлению личности в целом – преодолению тревоги и агрессии, повышению самооценки и уверенности в себе, ощущению общего эмоционального благополучия и доверия к людям и миру, обретению способностей социальной адаптации, преодоления стресса, саморегуляции.
 
Адресатом предлагаемой учебной программы «Азбука общения» являются дети возраста 3 – 6/7 лет, как испытывающие затруднения коммуникативного плана, так и не имеющие выраженных затруднений. Соответственно, работа по программе может носить и профилактический, и коррекционно-развивающий характер.
Занятия организуются в группах, используют тренинговую, игровую, психогимнастическую, психотерапевтическую и психопрофилактическую формы. Проведение занятий – не реже 1 раза в неделю. Группы включают не более 13 человек (для детей 5-6/7 лет), не более 6-8 человек (4-5 лет); диаду «ребенок-взрослый» и группа детей до 4 человек для 3-4 лет.
Общий объем работы по программе – 18 часов; из расчета, согласно возрастным нормативам длительности занятий для детей дошкольного возраста, 1 час занятий для детей 3-4 лет – 20 минут, 5-6 лет – 25-30 минут, 6-7 лет – 35-40 минут.
 
        Нормативно-правовая база реализации программы.
Основополагающими документами являются:
  • Конституция РФ от 12.12.1993 г.;
  • Конвенция ООН о правах ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., ратифицированная третьей сессией Верховного Совета СССР 13 июня 1990 г. № 1591-1;
  • Семейный кодекс РФ, принятый Государственной Думой 8 декабря 1995 г.;
  • Закон об образовании РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ (действующая редакция);
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155);
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 (ред. от 27.08.2015) «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
  • Письмо Минобрнауки РФ от 10 февраля 2015 г. № ВК-268/07 «О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»; Приложение к Письму – рекомендации по совершенствованию деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи;
  • Стратегия развития системы образования Санкт-Петербурга 2011-2020 гг. «Петербургская школа 2020»;
  • Устав Центра.
  • Закон Санкт-Петербурга от 16.05.2007 «О профилактике правонарушений в Санкт-Петербурге».