Главная \ Образовательные программы \ Образовательный модуль «Социальная адаптация» \ 2.1 «Обучение детей навыкам психомышечной релаксации в условиях сенсорной комнаты»,

2.1 «Обучение детей навыкам психомышечной релаксации в условиях сенсорной комнаты»,

          Пояснительная записка
 
Предлагаемая учебная программа является программой дополнительного образования; тип – психолого-педагогическая, коррекционно-развивающая.
Теоретической базой для создания программы стали работы отечественных и зарубежных ученых, посвященные проблемам психофизиологического состояния, стресса, нервно-психической напряженности (В.Л. Марищук, Н.И. Наенко, В.И. Лебедев, Е.П. Ильин, Г. Селье и др.), практической – разработки специалистами техник и приемов помощи/самопомощи при негативных психических состояниях (Л.П. Гримак, О.А. Конопкин, А.Г. Грецов, Дж. Гринберг, М.М. Решетников, Ю.В. Щербатых и др.).
 
Актуальность. Увеличение информационной напряженности и общей стрессогенности среды является фактором, существенно снижающим возможности адаптации в ней детей и подростков, особенно на этапах кризисов возрастного развития или на фоне определенных индивидуально-психологических особенностей и социальных характеристик. В связи с этим в современном обществе существенно возросло число детей, имеющих тревожные расстройства; находящихся в состоянии постоянного нервно-психического напряжения; не ощущающих эмоционального благополучия; имеющих недостаточный уровень психологического здоровья в целом. При этом организация в социуме системы психологической помощи, как в части коррекционно-развивающей, так и в части психопрофилактической работы, пока еще недостаточна для совладания с указанной ситуацией. Всё больше внимания в профессиональной литературе уделяется задачам обучения населения способам САМОпомощи, побуждения человека к осознанию собственных возможностей и способностей, использования приемов психологического «ресурсосбережения», то есть их рационального использования и эффективного восстановления.
В соответствии с ФГОС при реализации образовательных программ необходимо учитывать индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья (особые образовательные потребности), индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
В силу сочетанного действия разнообразных биологических и социальных факторов, нередко требуется специальная коррекционно-развивающая работа специалиста, позволяющая в ходе индивидуальных или подгрупповых занятий преодолеть имеющиеся затруднения познавательной деятельности.
Немалая часть таких детей относится к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья. Это дети, имеющие физический недостаток или же психический недостаток – подтвержденный в установленном порядке временный или постоянный недостаток в психическом развитии человека (включая нарушение речи, эмоционально-волевой сферы, а также нарушение умственного развития, в том числе задержку психического развития), создающий трудности в обучении; возможен и сложный недостаток – совокупность физических и (или) психических недостатков, подтвержденных в установленном порядке.
Внимание общества приковано к проблемам образования детей, имеющих ОВЗ, и детей-инвалидов.
Также значительным является число детей дошкольного возраста из семей мигрантов.
Обе эти категории – дети с ОВЗ и дети из семей мигрантов – как правило, испытывают трудности в освоении общеобразовательных программ, в развитии и социальной адаптации.
Релаксация, как один из таких способов, это чрезвычайно благотворное гипометаболическое состояние, в котором мускульное напряжение всего тела значительно снижается, что сопровождается и снятием психического напряжения. Осознанная релаксация является составной частью многих психотерапевтических техник. Релаксация – очень сильное средство для борьбы со стрессом, которое к тому же не отнимает много времени. После правильно проведенной релаксации появляется необычайный прилив сил, приходит бодрость, и на это уходит всего лишь 10-20 минут в день. Релаксация экономит силы, которые обычно человек тратит на напряжение мышц, и которые нет нужды задействовать в данный момент. Эту энергию лучше использовать на более важные вещи. Тем не менее, при помощи этого эффективного в России, по данным ВЦИОМ, борется со стрессом только 2% населения.
Поэтому вопросы обучения детей и подростков конкретным способам ауторелаксации, эффективным приемам саморегуляции текущего состояния являются высоко актуальными и практически значимыми.
Одним из наиболее современных средств, создающих благоприятную среду и для психомышечного расслабления, и для использования разнообразных сенсорных впечатлений в интересах развития, его коррекции, снижения тревоги и т.п., является Сенсорная комната. Под расслабляющую музыку, при получении приятных впечатлений от света, звука, стимулов тактильной, кинестетической и других модальностей, в условиях спокойного течения процессов воображения, у человека значительно усиливаются возможности освоения и принятия конкретных приемов снижения состояний стресса, тревоги, нервно-психического напряжения.
Изложенное выше стало основой для создания в Центре «Доверие» учебной программы «Обучение детей навыкам психомышечной релаксации в условиях сенсорной комнаты».
Адресатом программы являются дети и подростки от 3 до 18 лет, в отношении которых стоят задачи педагогической коррекции и реабилитации.
В предложенном виде оптимальным является использование программы для школьников, поскольку именно на данных возрастных этапах актуализируются механизмы осознаваемой рефлексии.
Для участников дошкольного возраста разрабатываются индивидуальные программы, исходя из конкретных задач: коррекция сниже­ния темпа психоречевого развития ребенка, развитие восприятия, познаватель­ной мотивации, произвольного внимания и т.д.
Методика коррекционной работы основана на поэтапном включе­нии и синхронизации сенсорных потоков через различные виды стимулирующего воздействия и, что особенно важно, самостоятельной деятельности ребенка.
В зависимости от возраста и умственных способнос­тей детей инструкция при работе в условиях Сенсорной комнаты даются в разной форме, например, для подростков оговариваются цели и задачи пребывания в ком­нате, для дошкольников и младших школьников — организуется игра или сказка. Мотив работы в Сенсорной комнате подбирается в зависимости от ведущей деятельности ребенка.
 
Работа по данной программе осуществляется на основании нормативно-правовых документов, что позволяет соблюдать принцип законности:
  • Конституция РФ от 12.12.1993 г.;
  • Конвенция ООН о правах ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., ратифицированная третьей сессией Верховного Совета СССР 13 июня 1990 г. № 1591-1;
  • Семейный кодекс РФ, принятый Государственной Думой 8 декабря 1995 г.;
  • Закон об образовании РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ (действующая редакция);
  • Федеральные государственные образовательные стандарты
  • ФЗ № 124 от 24.07.1998 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
  • ФЗ № 120 от 24.06.1999 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
  • Закон Санкт-Петербурга от 16.05.2007 «О профилактике правонарушений в Санкт-Петербурге»
  • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденной Президентом РФ  04.02.2010 № Пр-271
  • План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 гг., утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 07.09.2010 № 1507-р
  • Стратегия развития системы образования Санкт-Петербурга 2011-2020 гг. «Петербургская школа 2020».
  • Приказ Министерства образования РФ № 237 от 29.01.2002 «Об экстренных мерах по решению проблем детской беспризорности и безнадзорности».