Главная
\
Образовательные программы
\
Образовательный модуль «Коррекционное обучение и психокоррекция »
\
1.9 «Коррекция фонетико-фонематического недоразвития у детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет»,
1.9 «Коррекция фонетико-фонематического недоразвития у детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет»,
Пояснительная записка
Рабочая программа коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда для детей 6-7 лет (далее – Программа) Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования Центра психолого-педагогической медико-социальной помощи Петродворцового района Санкт-Петербурга "Доверие» (далее ГБУ ДО ЦППМСП) разработана в соответствии с Законом Российской Федерации “Об образовании», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях.
«Программа» содержит материал для организации коррекционно-развивающей деятельности с детьми 6-7 лет с Фонетико-фонематическими нарушениями. Коррекционная деятельность включает логопедическую работу и работу по образовательным областям, соответствующим Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО), представляющему собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Коррекционная помощь детям с отклонениями в развитии является одним из приоритетных направлений в области образования. В логопедии актуальность проблемы раннего выявления, диагностики и коррекции
нарушений речевого развития детей обусловлена следующими факторами:с одной стороны, растет число детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями речевого развития разной степени выраженности и различного этиопатогенеза, которые часто приводят к тяжелым системным речевым нарушениям в дошкольном и школьном возрасте. Это обусловливаетактуальность «Программы» и необходимость ее внедрения в практику образования.
Основной базой Программы являются:
-
нормативно-правововые документы и локальные акты ГБУ ДО ЦППМСП «Доверие»;
-
«Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей» Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной.
Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации.
Программа разработана с целью осуществления коррекционно-развивающей работы для устранения речевых недостатков у детей 6-7 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием и осуществления своевременного и полноценного личностного развития.
Программа определяет объём, содержание и организацию коррекционно-развивающей деятельности в ГБУ ДО ЦППМСП и обеспечивает коррекционно-развивающую деятельность с учётом особенностей речевого развития детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Программа направлена на создание условий для коррекции недостатков детей дошкольного возраста в их речевом развитии с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Срок реализации программы: учебный год.
Программа может корректироваться в связи с изменениями: нормативно-правовой базы дошкольного образования, образовательного запроса родителей; если её реализация не даёт ожидаемых результатов и др.
Цель Программы ― формирование полноценной фонетической системы языка, развитие фонематического восприятия и первоначальных навыков звукового анализа, закрепление слухопроизносительных умений и навыков в различных речевых ситуациях, развитие связной речи.
Задачи Программы:
-
способствовать устранению дефектов звукопроизношения, артикуляционных навыков, слоговой структуры; развивать фонематический слух (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова);
-
формировать навыки начального обучения грамоте;
-
привлекать родителей к образовательному процессу через консультации.
Логопедическая работа, предусмотренная в Программе, строится на основе теоретических положений о роли полноценных фонематических процессов в развитии речи и становления письма и чтения (Р. Е. Левина, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия, Н. И. Жинкин и др.).
В программах реализованы в соответствии с этиопатогенетической симптоматикой речевого нарушения следующие принципы дошкольной коррекционной педагогики:
•принцип развивающего обучения (формирование «зоны ближайшего развития»);
•принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии;
•принцип генетический, раскрывающий общие закономерности развития детской речи применительно к разным вариантам речевого дизонтогенеза;
•принцип коррекции и компенсации, позволяющий определить адресные логопедические технологии в зависимости от структуры и выраженности речевого нарушения;
•деятельностный принцип, определяющий ведущую деятельность, стимулирующую психическое и личностное развитие ребенка с отклонением в речи.
Программа учитывает системно-деятельностный подход, основанный на понимании закономерности детского развития и реализующийся с опорой на ведущие виды деятельности, прежде всего в форме игры. Программа основывается на личностном подходе, учитывающем построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.