1.4 «Развитие познавательных процессов у учащихся 1-5 классов»,
Пояснительная записка
Предлагаемая учебная программа является программой дополнительного образования. Тип: психолого-педагогическая, коррекционно-развивающая.
В основу построения программы легли базовые отечественные концепции развития в детском возрасте (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович), гуманистические идеи как основа эффективного взаимодействия с детьми. Понимание основных направлений когнитивно-личностного развития младшего школьника базируется на работах Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, А.В. Запорожца, Н.Н. Поддъякова, С.Н. Новоселовой, Л.А. Венгера, А.Л. Венгера, Г.А. Цукерман, Л.А. Ясюковой и др.
Программа «Развитие познавательных процессов у учащихся 1-5 классов» основана на разработках ведущих отечественных специалистов в области развития когнитивной сферы детей. Базовой стала программа Н.П. Локаловой (см.: Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников.
Актуальность и перспективность программы.
В связи со свойственными современному обществу информационными перегрузками и стрессами все больше детей входят в группу риска по школьной дезадаптации.
В соответствии с ФГОС начального образования при реализации образовательных программ необходимо учитывать индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья (особые образовательные потребности), индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
В силу сочетанного действия разнообразных биологических и социальных факторов, нередко требуется специальная коррекционно-развивающая работа специалиста, позволяющая в ходе индивидуальных или подгрупповых занятий преодолеть имеющиеся затруднения познавательной деятельности.
Немалая часть таких детей относится к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья. Это дети, имеющие физический недостаток или же психический недостаток – подтвержденный в установленном порядке временный или постоянный недостаток в психическом развитии человека (включая нарушение речи, эмоционально-волевой сферы, а также нарушение умственного развития, в том числе задержку психического развития), создающий трудности в обучении; возможен и сложный недостаток – совокупность физических и (или) психических недостатков, подтвержденных в установленном порядке.
Внимание общества приковано к проблемам образования детей, имеющих ОВЗ, и детей-инвалидов.
Также значительным является число детей младшего школьного возраста из семей мигрантов.
Обе эти категории младших школьников – дети с ОВЗ и дети из семей мигрантов – как правило, испытывают трудности в освоении общеобразовательных программ, в развитии и социальной адаптации.
Однако, в силу сочетанного действия разнообразных биологических и социальных факторов, нередко требуется специальная коррекционно-развивающая работа специалиста, позволяющая в ходе индивидуальных или подгрупповых занятий преодолеть имеющиеся затруднения познавательной деятельности.
Анализ запроса клиентов ГБУ ДО ЦППМСП Петродворцового района Санкт-Петербурга «Доверие» свидетельствует, что родители учащихся начальной школы и пятых классов чаще всего обращаются по проблеме трудностей ребенка в ходе обучения. Затруднения в усвоении материала учебных занятий, как правило, связаны с недостаточным развитием отдельных познавательных процессов, низкой поисковой активностью, слабой интеллектуальной деятельностью в целом. Также у таких учащихся нередко «западают» производительность умственной деятельности (умственная работоспособность) и произвольная саморегуляция поведения. Естественно, что от степени сформированности познавательных и регулятивных психических процессов у ребёнка зависит продуктивность его деятельности, уровень успеваемости в школе.
Учебная деятельность имеет сложную многокомпонентную структуру. И.П. Подласый отмечает, что психологические закономерности обучения также множественны. Продуктивность обучения зависит: от интереса обучаемых к учебной деятельности; от учебных возможностей учащихся; от количества тренировочных упражнений; от интенсивности тренировки; от познавательной активности учащихся; от уровня и стойкости внимания учащихся; от способности учащихся к овладению конкретными знаниями, умениями, от индивидуальных склонностей обучаемых; от уровня, силы, интенсивности и особенностей мышления обучаемых; от уровня развития их памяти; от работоспособности обучаемых; от возможностей самостоятельной творческой реализации (сформированности общей способности искать и находить новые решения).
В связи с полидетерминированностью учебной успешности, особую актуальность приобретают программы, сочетающие задачи развития когнитивной сферы ученика, как приоритетные, еще и с задачами повышения познавательного интереса, мотивации учения, развития рефлексии и произвольности, уверенности в себе. Содержание таких программ должно иметь комплексный развивающий характер, а объем часов – быть значительным, с возможностью продолжения работы в последующий период.
Программа «Развитие познавательных процессов у учащихся 1-5 классов» составлена с учетом изложенного выше. В ней учитываются возрастные особенности детей разных возрастных групп от 6-7 до 11 лет. Упражнения подробны таким образом, чтобы ученик ощущал себя успешным и в умственной деятельности, и при общении со сверстниками и взрослыми. Кроме игр и упражнений, развивающих интеллектуальную сферу, предлагаются задания для развития эмоционально-волевой сферы и снятия эмоционального напряжения.
Проведение программы возможно как в групповой, так и в индивидуальной форме.
Программа рассчитана на 72 часа занятий и обеспечивает возможность, в зависимости от индивидуальных потребностей и уровня развития ребенка (детей), начать по ней обучение на ступенях как 1-2 классов, так и 3-5 классов; и последовательно продолжить обучение еще на 72 часа в следующем учебном году.
Адресат программы.
Адресатом программы являются:
- учащиеся 1-5 классов, не занимавшиеся по программе (см. планирование 1-го года обучения),
- учащиеся 1-5 классов, обучавшиеся по полной программе 1-го года (см. планирование 2-го года обучения),
- учащиеся 1-5 классов, проходящие комбинированную программу обучения.
Порядок работы специалиста по программе. Всю программу возможно рассматривать как систему, состоящую из четырех последовательных блоков:
1.1. Первый год обучения, 30 час,
1.2. Первый год обучения, 40 час,
2.1. Второй год обучения, 40 часов,
2.2. Второй год обучения, 30 часов.